Что делает Россия, поставляя современное оружие в Китай: обеспечивает работой свой ВПК или вооружает потенциального противника?
Российско-китайские отношения в военной области со стороны смотрятся почти идиллически: Пекин заказывает вооружения, Москва услужливо их подносит. Потому спорадические ссоры кажутся непосвященным столь неожиданными. Но за последние месяцы лимит всплывших на поверхность скандалов между партнерами явно превысил привычную норму: «вдруг» и в очередной раз выяснилось, что прагматичные китайцы, оказывается, закупают российское оружие, чтобы его копировать. Но такое ли уж это открытие?
Есть чем гордиться?
В конце ноября 2012 года китайские военные с помпой сообщили, что их палубный истребитель J-15 собственной разработки наконец совершил посадку и взлет с палубы авианосца. Но эксперты не преминули ехидно заметить, что «оригинальный» J-15 – клон-копия российского палубного истребителя четвертого поколения Су-33. На этом бы все и успокоилось. Но министерство обороны КНР, сильно обидевшись на клеветнические домыслы, устами своего представителя Гэн Яньшэна (Geng Yansheng) вдруг поспешило заявить, что новый китайский палубный истребитель Shenyang J-15, во-первых, совсем не клон российского Су-33 и, во-вторых, вообще превосходит российский самолет по многим характеристикам. У некоторых экспертов это вызвало смех. Прочих же возмутило, что под видом новых разработок своего ВПК китайцы преподносят некогда нагло выкраденные результаты деятельности советских конструкторских бюро.
В январе 2013-го – новая сенсация: со ссылкой на китайские СМИ появилась информация о том, что Пекин якобы уже договорился с Москвой о покупке производственной линии по сборке Ту-22М3. Ту-22М3 – дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла (по кодификации НАТО Backfire – «Встречный огонь»). Сообщалось, что собранные в Китае Ту-22М3 поступят на вооружение военно-морских сил Китая под индексом Н-10, сумма контракта достигает 1,5 млрд долларов. По другой версии, речь шла о поставках на эту же сумму большой партии Ту-22М3 – 36 машин, которые в Китае планируют использовать для нанесения ударов по морским целям. Если бы такой контракт стал реальностью, это кардинально изменило бы баланс сил в пользу Китая на всем Тихоокеанском театре военных действий: Ту-22М3 – это прежде всего носитель крылатых ракет с ядерным снаряжением.
Буквально сразу же последовала на удивление резкая реакция Москвы: официальный представитель «Рособоронэкспорта» Вячеслав Давиденко через ИТАР-ТАСС заявил, что его ведомство «не располагает какой-либо информацией об обсуждении этой тематики двумя сторонами», «никаких переговоров по данному вопросу с Китаем не велось и не ведется». И вообще, «данный комментарий сделан в порядке исключения», поскольку, как сказал Давиденко, «Рособоронэкспорт» строго придерживается практики комментировать сообщения только официальных источников информации, к каковым указанные китайские сайты не относятся». В неофициальном порядке еще было добавлено, что поставки Ту-22М3 за рубеж «в принципе невозможны, поскольку эти самолеты относятся к стратегическому оружию».
Но если это лишь газетная утка, зачем надо было делать ей паблисити, опровергая на столь высоком уровне? Да и говоря о том, что никаких переговоров по данной теме с КНР не было, представители «Рособоронэкспорта» явно лукавят: в СМИ были утечки информации, из которых следует, что по инициативе Китая вопрос о поставках самолетов данного типа обсуждался в 1990–2000 годах. В 2005 году эту тему вновь «неожиданно» подняли в СМИ, зондируя почву, проверяя общественную реакцию. Очевидно, что потребность китайцев в таких ракетоносцах-бомбардировщиках предельно велика: в их «стратегической» авиации сейчас в наличии лишь предельно устаревший Н-6 – клон совсем уж дряхлого советского Ту-16.
Собственно переговоры могли вестись и не через «Рособоронэкспорт», а «стратегическая ценность» Ту-22М3, уже порядком устаревшего, вряд ли смутила бы кремлевских деятелей. Можно предположить, что настороженность российской стороны вызвало обычное желание Пекина ограничиться закупкой малой серии, трех–пяти штук, – даже не для того, чтобы банально их скопировать, а, как полагают эксперты, задешево обрести технологии и знания, позволяющие самим проектировать стратегические бомбардировщики.